воскресенье, 26 июля 2015 г.

Один вопрос по двум письмам из Всемирного Центра


Сам вопрос сформулирован в конце статьи. Но чтобы понять логику его появления, необходимы некоторые пояснения.

Речь идет о каталогизации и индексировании во Всемирном Центре

Впервые удивление по поводу методики занесения в каталог и индексации во Всемирном Центре Бахаи было высказано в нашей публикации в блоге в связи с текстом послания к Ризвану 2015.
Напомним, что тогда Всемирный Дом Справедливости в своем послании утверждал, что для того, чтобы издать Скрижали на языке оригинала, необходимо провести их индексирование и каталогизацию. Какая существует зависимость между этими двумя совершенно разными процессами — изданием и индексированием, мы тогда так и не смогли выяснить.
Теперь стал известен текст письма секретариата Всемирного Дома Справедливости от 15 июля 2015 года. Письмо сообщает о слиянии нескольких отделов и создании департамента библиотеки и архива во Всемирном Центре.
И письме есть такие примечательные строчки: While these entities have operated as separate departments for many years, they have a range of common processes, such as preservation, cataloguing, and storage, which have been consolidated to provide a more efficient and coherent approach to work in each of the respective areas. («Эти учреждения действовали в качестве отдельных департаментов в течение многих лет, в них задействован ряд общих процессов, таких, как сохранение, каталогизация и хранение, их объединили, чтобы обеспечить более эффективный и согласованный подход к работе в каждой из соответствующих областей».)
Слова, вызывающие скорее недоумение, чем проясняющее что-то. Процессы каталогизации и хранения в архиве и библиотеке, как правило, принципиально отличаются. Поэтому во всем мире обычно архивами занимаются одни учреждения, а опубликованными изданиями — другие. И даже если где архив и библиотека объединены, то слияние на уровне процессов не происходит, а существует обычно лишь на уровне администрирования и финансирования. Как это и было до настоящего времени много лет во Всемирном Центре. И Хранитель 60 лет назад начал строительство комплекса Дуги почему-то именно со здания Архива, а не с архивно-библиотечного департамента, хотя тогда во Всемирном Центре было уже несколько библиотек бахаи. К слову, для центральной библиотеки бахаи запланировано построить отдельное здание напротив архива…
Ввиду полной непрозрачности всего происходящего во Всемирном Центре, сложно делать какие-либо обоснованные выводы. Если говорить в общем об идее объединить на уровне подходов и процессов к работе абстрактные архив и библиотеку, то большинство архивистов и библиотекарей вам скажут, что эта идея … контрпродуктивная. Такое слияние приведет скорее всего к ущемлению функций либо архива, либо библиотеки. Вероятнее всего, всё сведется к тому, что сотрудники этих учреждений всё равно будут следовать каждый своим правилам и методикам, но уже без четкой артикуляции целей и процессов на уровне учреждения. Это как запретить законы физики в физико-техническом вузе. Можно, конечно, на бумаге отменить, например, гравитацию. Но в университете, хотя и станут отчитываться перед начальством о поголовном освоении левитации, на деле будут передвигаться по старинке. Ибо ни к чему хорошему подобные нововведения не приводят — можно очень больно свалиться с потолка.
Как вы сами можете видеть, у этих совершенно разных писем из Всемирного Центра есть три общих момента. В них говорится о каталогизации. И разговор о процессе каталогизации использован для обоснования какого-либо конкретного действия. Но в письмах не поясняется, какое отношение каталогизация имеет к описываемым действиям.
Размышляя над этими двумя письмами из Всемирного Центра, можно поставить себя перед следующим выбором:
  • Эти строчки про архивную деятельность выдают некомпетентность автора в этом вопросе. Или рассчитаны на некомпетентность читателей писем. Что тоже самое.
  • Либо, во Всемирном Центре используется какая-то редкая, а возможно и уникальная, методика индексации и каталогизации. Методика, позволяющая успешно делать то, что как правило недостижимо при других подходах, обычно используемых в подобных учреждениях по всему миру.

В связи с этим напрашивается вопрос: Какой из этих двух выводов верный? И если департамент библиотеки и архива использует действительно столь уникальную и эффективную методику — как узнать о ней подробнее? Хотелось бы распространить их ценный опыт на архивы бахаи в русскоязычных странах.
  
План комплекса зданий Дуги, на котором можно увидеть здание библиотеки

Комментариев нет: